Выпуск №2. II квартал 2025 г.
1
Обзор выпуска
Определяющими факторами развития большинства отраслей мировой экономики в апреле-июне 2025 г. выступали развернувшаяся по инициативе США торговая война, приостановка Д. Трампом в начале апреля введения повышенных пошлин для большинства стран мира, достижение «торгового перемирия» между США и Китаем в мае. Возникшая высокая неопределенность в дальнейших событиях и их влиянии на мировую экономику обрушили акции большинства компаний в начале квартала, после чего стоимость многих корпораций не восстановилась или восстановилась незначительно. Сильнее всего сложившаяся на рынке ситуация отразилась на высокотехнологичных секторах с развитыми глобальными цепочками поставок (полупроводники, оборудование и электроника, автопром). В них стали происходить ускоренные закупки, масштабная перестройка производственных процессов, еще более интенсивное обеспечение технологического суверенитета Китаем. Политика Д. Трампа, анонсируемая как инструмент развития национальной промышленности, приносит определенные плоды – об инвестициях в США стали заявлять производители сталелитейной продукции, полупроводников, электроники, более сдержанно пока реагируют автомобилестроительные гиганты.
Индекс глобальной деятельности. Деятельность крупнейших компаний мира в I кв. 2025 г., несмотря на геополитическую напряженность и разворачивание по инициативе США торговой войны, в целом показала положительную динамику. Индекс глобальной деятельности (ИГД) составил 68%, демонстрируя, что более 2/3 компаний увеличили выручку по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Одним из основных драйверов роста выступили ускоренные закупки в ряде отраслей, совершаемые компаниями в ожидании введения анонсированных США импортных пошлин. Разрыв между результатами компаний развитых и развивающихся стран достаточно высок – ИГД составил 61% и 76% соответственно.
Такая картина наблюдалась и в I кв. 2024 г., однако, в течение года разрыв практически нивелировался.
Взгляд инвесторов на ближайшие перспективы развития глобального бизнеса пессимистичен – стоимость крупнейших корпораций мира во II кв. 2025 г. упала в среднем на 4% по отношению к первому кварталу года. Основное падение котировок пришлось на начало апреля, когда Вашингтон анонсировал введение высоких пошлин, в том числе до 145% на товары из Китая, объявившего в свою очередь ответные меры. Несмотря на то, что в последующем Д. Трамп отложил введение повышенных пошлин для большинства стран на 90 дней, а в мае договорился о «тарифном перемирии» с Китаем, стоимость акций многих компаний после резкого падения не восстановилась или восстановилась незначительно из-за высокого уровня неопределенности в дальнейшей политике США и ее влиянии на мировую экономику.
Нефть и газ
В мировой нефтегазовой отрасли продолжается жесткое санкционное давление на Иран и Россию. Несмотря на это, поставки иранской нефти в Китай, а российской в Индию находятся на рекордных уровнях. Важным фактором, определяющим динамику рынка и цен, стали решения ОПЕК+ по ускоренному восстановлению добычи нефти. Влияние на отрасль в течение квартала оказывали «торговое перемирие» между США и Китаем, ирано-израильский конфликт, переговоры США и Ирана по ядерной сделке.
Черная металлургия
Мировая сталелитейная промышленность остается эпицентром торговой войны – объявленное Д. Трампом в начале апреля приостановление введения повышенных тарифов не затронуло продукцию отрасли, а в начале июня американские пошлины на сталь выросли с 25% до 50%. Политика США приносит свои плоды – ведущие производители осуществляют масштабные инвестиции в американскую сталелитейную индустрию. Ограничения США и рекордный рост экспорта стали из Китая спровоцировали резкий рост и глобальный характер протекционизма в отрасли.
Продовольственный сектор
В продовольственном секторе переход на натуральные ингредиенты трансформируется в новый отраслевой стандарт. Это потребует перестройки цепочек поставок, что вызывает обеспокоенность производителей из-за нестабильности качества натуральных аналогов, потенциального роста себестоимости и малого числа поставщиков натуральных ингредиентов. Крупнейшие производители продолжают международную и локальную экспансию, а также проводят реструктуризацию с целью концентрации усилий на ключевых направлениях бизнеса.
Фармацевтика
Геополитическая напряженность и торговая война по-прежнему не останавливают фармацевтические компании развитых стран в их стремлении завоевывать рынок Китая – европейские и американские производители интенсивно сотрудничают с китайскими партнерами. В отрасли усиливается конкуренция в сегменте препаратов от ожирения и диабета. В качестве нового тренда выступает переход фармпроизводителей к контрактному производству, что привело к расширению мощностей и проведению консолидации среди ведущих организаций по контрактной разработке и производству.
Автомобильная промышленность
В автомобилестроительной отрасли производители осуществляют трансформацию цепочек поставок, спровоцированную торговой политикой Д. Трампа. Громким событием квартала стала потеря Tesla лидирующих позиций в сегменте электрокаров в Европе, ее основной конкурент китайский гигант BYD наращивает продажи высокими темпами, в то время как выручка Tesla падает. Китайские автоконцерны продолжают зарубежную экспансию, их продажи на внутреннем рынке обеспечиваются новой войной скидок, а технологическое развитие поддерживается интеграцией ИТ-сектора.
Полупроводниковая промышленность
В мировой полупроводниковой промышленности продолжается расширение мощностей в разных странах мира, наиболее интенсивно в США. Технологическая война не останавливает Китай на пути к суверенитету в производстве полупроводников. По оценкам аналитиков, к 2030 г. в Китае будет расположено 30% мировых производственных мощностей. Однако, несмотря на ряд значимых технологических достижений, способность КНР производить передовые чипы к этому времени пока под вопросом.
Потребительская электроника
Производители потребительской электроники ускорили процессы переноса сборки продукции в США и Индию, которая становится крупнейшим бенефициаром вводимых Д. Трампом пошлин на современном этапе. В отдельных сегментах отрасли происходит смена лидеров, что связано с высокой конкуренцией, слабым спросом и интенсивным развитием азиатских производителей.
Промышленное ИТ-оборудование
Основными драйверами отрасли промышленного ИТ-оборудования продолжают оставаться ИИ-бум и расширенное строительство центров обработки данных. Китай направляет усилия на развитие собственного производства оборудования для выпуска чипов и демонстрирует в этом направлении ряд достижений. Производители усиленно продвигают квантовые технологии от исследовательской стадии к стадии выхода на рынок.
Платформенный бизнес
В платформенном бизнесе все активнее проявляется тренд на развитие беспилотных технологий, преимущественно в сфере роботакси. Компании углубляют присутствие в смежных отраслях и расширяют охват деятельности по отраслевому и географическому принципу за счет поглощений и стратегических партнерств. В течение квартала возникли новые антимонопольные обвинения – в основном в отношении американских платформенных гигантов.
Программное обеспечение
В отрасли программного обеспечения усиливаются противоречия между США и Европейским союзом – государства спорят о регулировании ИИ, корпорации конкурируют в облачных сервисах. Европа пытается сократить отставание от США и Китая в сфере обучения ИИ-моделей и строительства гигафабрик, опубликовав «План действий ИИ-континента». Развитие ИИ-моделей все острее делает вопрос защиты авторских прав – в течение квартала произошел ряд судебных разбирательств по искам владельцев текстового и видео-контента.
Телекоммуникации
Телекоммуникационные операторы продолжают интенсивно интегрироваться в проекты спутниковой связи, глобальная конкуренция в развитии которой усиливается. Компании продолжают разработку ИИ-технологий и внедрение ИИ-решений, обеспечивая дополнительные источники дохода, а также разрабатывают инструменты обеспечения безопасности из-за участившихся кибератак. Процессы консолидации в отрасли усиливаются и происходят практически во всех регионах мира.
Транспортно-логистический сектор
Мировой транспортно-логистический сектор испытывает на себе влияние торговой войны – спотовые ставки на контейнерные перевозки растут, импорт в США падает, грузооборот китайских портов продолжает расти (теперь в направлении Европы и Ближнего Востока), грузовой оборот гражданской авиации увеличивается. В отрасли продолжается расширение флота, усиленно развивается портовая инфраструктура. Давление США на Китай особенно остро наблюдается в судостроительной отрасли.