• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпуск №3. III квартал 2025 г.

Обзор выпуска

Развитие отраслей и регионов мировой экономики проходило в III кв. 2025 г. в условиях стабилизации торговой политики США, включая заключение торговых соглашений с ЕС, Р. Корея, Японией и продление «торгового перемирия» с Китаем; резкой интенсификации ИИ-бума, выражающегося в масштабном строительстве ИИ дата-центров и поднимающего вопросы готовности традиционных устройств и технологий к новой волне ИИ; масштабных кибератак, знаменующих качественно новые вызовы в сфере кибербезопасности, связанные с активным использованием ИИ-технологий. Игроки большинства отраслей начали адаптироваться к ведению бизнеса в условиях нового протекционизма, санкционного давления и технологического противостояния (размещение мощностей в США, перенос производства электроники из Китая, локализация китайского автопрома в Европе). Беспрецедентный характер носят успехи КНР в достижении технологического суверенитета, а также высокая активность Поднебесной в введении ответных мер в ходе противостояния США.

Индекс глобальной деятельности. Деятельность крупнейших компаний мира во II кв. 2025 г. сохранила положительную динамику — Индекс глобальной деятельности (ИГД) составил 63%, означая, что почти 2/3 компаний увеличили выручку г/г. Однако значение индекса на 5 п.п. ниже предыдущего квартала, что вызвано резким снижением показателей в нефтегазовой и транспортно-логистической отраслях, в которых наблюдалось ценовое давление и высокая неопределённость, вызванная санкционной риторикой и торгово-политической повесткой. Разрыв между результатами деятельности компаний развитых и развивающихся стран сократился по сравнению с I кв. 2025 г. — ИГД составил 59% и 69% соответственно.

Взгляд инвесторов на ближайшие перспективы развития крупнейших компаний мира умеренно оптимистичен — в III кв. 2025 г. стоимость крупнейших корпораций выросла в среднем на 9% по отношению ко второму кварталу года. Ключевыми факторами, обеспечившими позитивный настрой инвесторов, стали смягчение торговой политики США; начало адаптации производителей к ведению бизнеса в новых геополитических условиях; усиление ИИ-бума, выражающееся в масштабном строительстве ИИ дата-центров и внедрении корпорациями технологий искусственного интеллекта в продукты и операционную деятельность.

Нефть и газ

В мировой нефтегазовой отрасли ключевыми событиями, оказывающими влияние на рынок и динамику цен, стали ожидание ужесточения санкционного давления на Россию, продолжение наращивания добычи странами ОПЕК+; заключение США торговых соглашений с крупнейшими партнёрами и продление «торгового перемирия» с Китаем. В отрасли продолжается падение цен, что, по оценкам аналитиков, может продлиться до конца 2026 г.

Сталелитейная промышленность

В мировой сталелитейной промышленности ключевые страны производители ещё больше ужесточают доступ на внутренние рынки, в первую очередь, для китайской продукции. Несмотря на это, Китай сохраняет статус крупнейшего производителя и наращивает экспорт. ЕС, Великобритания и Мексика ведут переговоры с США с целью обеспечения облегчённого доступа продукции своих отраслей на американский рынок.

Продовольственный сектор

В продовольственном секторе проводится оптимизация портфелей и цепочек поставок. С целью адаптации к меняющейся экономической и климатической среде крупнейшие игроки отрасли активизируют инновационную деятельность, делая ставку на ИИ-технологии, биоинженерию и креативные форматы работы с покупателями.

Фармацевтика

Представители мировой фармацевтической промышленности возвращаются к стратегии целевых приобретений, стремясь не к масштабированию, а к научному фокусу и технологическому усилению, одновременно перестаивая коммуникации с потребителями. III кв. 2025 г. ознаменовался резким ухудшением инвестиционного климата в фармацевтической отрасли Великобритании — ряд крупнейших международных компаний приостановили или пересмотрели свои инвестиционные планы в стране.

Автомобильная промышленность

Наиболее ярким направлением развития мирового автомобилестроения, трансформирующимся из единичных кейсов в полноценный тренд, становится локализация китайскими производителями деятельности в Европе. При этом финансовое состояние европейских автоконцернов вызывает серьёзную обеспокоенность — сократилась выручка и сильно упала прибыль практически всех ведущих производителей, проводятся масштабные сокращения персонала, наиболее сложная ситуация наблюдается в автопроме Германии и Великобритании.

Полупроводниковая промышленность

В мировой полупроводниковой промышленности продолжается интенсивная технологическая война между США и Китаем. Особенностью этого тренда в III кв. 2025 г. стала высокая активность китайских властей по введению ответных и ограничительных мер на фоне того, как КНР вплотную подходит к полупроводниковому суверенитету. ИИ-бум становится ещё интенсивнее, стимулируя совместные проекты, инвестиции и «разгоняя» капитализацию компаний. Торговая политика США, несмотря на некоторую стабилизацию, вынуждает производителей расширять и локализовать производство в Штатах.

Потребительская электроника

Отрасль потребительской электроники наращивает темпы роста в условиях ИИ-бума, при этом ключевые игроки ИИ-индустрии видят острую необходимость в разработке принципиально новых устройств, поддерживающих ИИ, и заявляют о самостоятельных проектах в этом направлении. Индия и другие азиатские страны выигрывают от торговой войны США и Китая в результате переноса производства с китайского рынка, тем не менее, в отдельных сегментах и отрасли в целом лидерство переходит к производителям из КНР.

Промышленное ИТ-оборудование

Усиление ИИ-бума и масштабное строительство ИИ дата-центров формирует высокий спрос на все виды ИТ-оборудования. В технологическом противостоянии США и Китая сопротивление КНР, которая достигла определённых успехов на пути к технологическому суверенитету, становится активнее. Отмечен рост инвестиций в робототехнику с целью её будущего слияния с ИИ. В отрасли и мировой экономике в целом отмечено усиление кибератак.

Платформенный бизнес

В платформенном бизнесе продолжается активное развитие беспилотных технологий и роботакси. В рамках ИИ-гонки крупнейшие платформы особое внимание уделяют разработке собственных полупроводниковых решений и программных ИИ-продуктов. Наиболее высокую активность по внедрению собственных чипов в течение квартала проявили китайские платформы, что является ответом на сохраняющиеся экспортные ограничения. Отмена США правила de minimis трансформирует рынок электронной коммерции, крупные платформы начали переориентацию с США на Европу.

Программное обеспечение

В отрасли программного обеспечения ИИ становится центральным элементом стратегии развития крупнейших разработчиков. Компании разрабатывают новые продукты, расширяют и диверсифицируют партнёрства в сфере ИИ, их инвестиции в строительство дата-центров достигли рекордных объёмов. В III кв. 2025 г. технологическое сообщество столкнулось с качественно новыми вызовами в сфере кибербезопасности, что связано с активным использованием ИИ как злоумышленниками, так и защитниками цифровых систем.

Телекоммуникации

Телекоммуникационные операторы развивают технологии 5G и тестируют 6G. Происходит ускоренное развитие 5G Standalone; инвестиции в оборудование для фиксированного беспроводного доступа в интернет через 5G достигли рекордных значений. Внедрение ИИ-решений, в том числе в рамках сотрудничества с ИТ сектором, сопровождается сомнениями в общей готовности инфраструктуры телеком-индустрии к новой волне ИИ. В разных регионах мира продолжаются процессы консолидации.

Транспортно-логистический сектор

В мировом транспортно-логистическом секторе на протяжение всего квартала наблюдалось падение фрахтовых ставок. Портовые сборы США в отношении китайских судов меняют структуру отрасли, при этом Китай ввёл зеркальные сборы на суда, связанные с США. Сохранение напряжённости в Красном море стимулирует поиск альтернативных путей между Европой и Азией, в том числе по Северному морскому пути. Наблюдается консолидация в железнодорожной логистике, в авиационном сегменте отмена США порога de minimis вызвала краткосрочный всплеск спроса на авиаперевозки.