• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпуск №4. IV квартал 2025 г.

Обзор выпуска

Ключевые отрасли мировой экономики развивались в IV кв. 2025 г. под влиянием прежнего набора основных факторов — ИИ-бум, протекционизм, санкции, «зелёная» повестка. Высокий уровень интенсивности фактора ИИ спровоцировал опасения по поводу возникновения «ИИ-пузыря», что может привести к корректировкам рынка уже в обозримом будущем. Другим следствием ИИ-бума стала структурная перестройка в мировой полупроводниковой индустрии, вызвавшая кризис на рынке памяти и проблемы стратегического характера в отрасли потребительской электроники. Мировой рынок начинает привыкать к торгово-политическим угрозам администрации США, реагируя на них всё более мягко, при этом в отношениях с Китаем США демонстрируют уступки. КНР в свою очередь успешно наращивает технологический суверенитет и глобальную мощь, усугубляя отраслевые кризисы в других странах (автопром и полупроводники в ЕС, телеком-оборудование в Японии), демонстрируя лидерство и формируя его задел на будущее (робототехника, ИИ-гаджеты, производство в космосе).

Индекс глобальной деятельности. Деятельность крупнейших компаний мира в III кв. 2025 г. сохранила положительную динамику — Индекс глобальной деятельности (ИГД) составил 65%, означая, что почти 2/3 компаний увеличили выручку по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Значение индекса оказалось на 2 п.п. выше показателя второго квартала года. Наиболее высокий положительный прирост ИГД наблюдался в нефтегазовом секторе, где, несмотря на продолжающуюся волатильность цен и рост операционных издержек, почти треть производителей увеличили выручку, и в сталелитейной отрасли, в которой происходило постепенное восстановление отраслевой конъюнктуры после слабого второго квартала года. Максимальное падение продемонстрировал транспортно-логистический сектор, прежде всего в результате продолжающегося ценового давления на морских перевозчиков.

Взгляд инвесторов остаётся умеренно позитивным — в IV кв. 2025 г. стоимость крупнейших корпораций мира выросла в среднем на 5% по отношению к третьему кварталу года. Темпы роста снизились по сравнению с предыдущим периодом, в котором котировки восстанавливались после шокового падения, вызванного анонсированной Д. Трампом торгово-политической повесткой в начале президентского срока. Крупных событий и потрясений в конце 2025 г. не произошло — интенсивность ключевых факторов динамики рынка (развитие ИИ, торговая политика, санкции и др.) в целом существенно не изменилась, однако, некоторые опасения у инвесторов стал вызывать риск возникновения «ИИ-пузыря».

Нефть и газ

В мировой нефтегазовой отрасли ключевыми событиями, оказывающими влияние на рынок и динамику цен, стали ужесточение конкуренции на мировом нефтяном рынке и формирование «навеса предложения» над спросом, сохранение консервативной политики ОПЕК+ и развитие тренда по переходу мирового рынка СПГ к сбалансированному состоянию на фоне продолжения и ожидания ввода новых производственных мощностей в Северной Америке и на Ближнем Востоке.

Сталелитейная промышленность

В мировой сталелитейной промышленности усиливающийся протекционизм со стороны ЕС и США вызывает обеспокоенность у ключевых торговых партнёров и приводит к перераспределению избыточной стали в менее защищённые регионы, одновременно стимулируя иностранные инвестиции и диверсификацию бизнеса. Китай, несмотря на сокращение выпуска и введение экспортного лицензирования, остаётся центральным источником избыточных мощностей, тогда как Индия укрепляет позиции за счёт внутреннего спроса и промышленной политики, но сама сталкивается с наплывом дешёвого импорта.

Продовольственный сектор

Мировой продовольственный сектор смещает фокус от краткосрочного контроля издержек к структурной перестройке бизнеса. Компании пересобирают портфели в сторону функциональных и белковых продуктов, инвестируют в локальные производства и энергоэффективность, а также адаптируются к усилению конкуренции со стороны частных торговых марок.

Фармацевтика

Представители мировой фармацевтической промышленности вошли в фазу переоценки правил игры. Компании одновременно адаптируются к усиливающемуся ценовому и регуляторному давлению, наращивают локальное производство в США и усиливают коммуникацию с пациентами, делая ставку на доверие, узнаваемость и устойчивость бизнес-моделей в условиях политической и торговой неопределённости.

Автомобильная промышленность

Мировое автомобилестроение характеризуется уверенным лидерством Китая по итогам квартала и 2025 г. в целом. Кризисное состояние европейских производителей усугубляется — они впервые вынуждены приступать к закрытию предприятий. Регуляторы крупнейших стран мира (США, ЕС, Китай, Япония и др.) сокращают поддержку сегмента электрокаров, что приводит к снижению спроса на них и пересмотру автоконцернами стратегий в сторону гибридов и ДВС.

Полупроводниковая промышленность

В мировой полупроводниковой промышленности беспрецедентный спрос на ИИ-ускорители привёл к перераспределению ресурсов в отрасли и структурному кризису на рынке памяти. Одновременно рекордный спрос со стороны ИИ ЦОД приводит к сверхвысоким темпам роста выручки и капитализации, что провоцирует дискуссии об «ИИ-пузыре». Китай продолжает создание самодостаточной полупроводниковой индустрии, при этом в технологической войне с США на уровне отрасли возникает передышка.

Потребительская электроника

В отрасли потребительской электроники разворачивается новый, кризисный по своей сути тренд, вызванный структурной перестройкой в полупроводниковой индустрии, — из-за возникшего дефицита памяти наблюдается рост цен, сужается маржа производителей, замедляется обновление своих устройств массовым потребителем. Это может привести к изменению стратегий закупок, удлинению жизненного цикла устройств и задержкам в обновлении моделей. Эксперты ожидают стагнацию рынка. ИИ-бум не компенсирует потери от дефицита памяти, но остаётся основным драйвером выручки производителей.

Промышленное ИТ-оборудование

Усиление ИИ-бума и масштабное строительство ИИ дата-центров продолжают форсировать спрос на все виды ИТ-оборудования. Усилия и успехи Китая беспрецедентны как в области импортозамещения оборудования, так и его поставок на внешние рынки. В условиях повышенного внимания мировой ИТ-индустрии к роботизации промышленности Китай демонстрирует лидерство и формирует отдельную роботехническую ветку в своей технологической экосистеме.

Платформенный бизнес

В платформенном бизнесе продолжается системное усиление антимонопольного и регуляторного давления, что особенно сильно отразилось на платформах электронной коммерции, — вслед за США правило de minimis отменяет Европейский союз, лишая в первую очередь китайские компании ключевого конкурентного преимущества. Крупнейшие платформенные гиганты значительно нарастили инвестиции в ИИ-инфраструктуру и дата-центры, что говорит о превращении ИИ в элемент долгосрочной стратегии.

Программное обеспечение

В отрасли программного обеспечения искусственный интеллект (ИИ) закрепляет роль центрального элемента стратегии крупнейших разработчиков и стимулирует наращивание инвестиций в вычислительную инфраструктуру. Одновременно, массовое внедрение корпоративного и агентного ИИ выводит обеспечение кибербезопасности на качественно новый уровень, требуя пересмотра традиционных подходов. В отрасли продолжаются процессы консолидации, основная цель которых — закрыть пробелы в своих технологических возможностях.

Телекоммуникации

Телекоммуникационный сектор демонстрирует всё более интенсивную интеграцию спутниковой связи и усиление её роли как части гибридной архитектуры «наземные сети + неназемные сети». Фокус в развитии 5G сместился от расширения покрытия и наращивания скоростей к построению управляемых, программируемых и коммерчески дифференцированных сетей. Развитие 6G всё отчётливее выходит за рамки абстрактных концепций и академических дискуссий, переходя в фазу практической подготовки: создания тестовой инфраструктуры, отработки ключевых архитектурных решений и закрепления спектральных приоритетов.

Транспортно-логистический сектор

Торговая политика США, ЕС и Китая остаётся ключевым источником неопределённости в мировом транспортно-логистическом секторе. Целевые портовые сборы и ограничения в отношении Китая усилили давление на морские перевозки и портовую инфраструктуру, несмотря на согласованную в ноябре временную паузу и отсрочку части мер. Начал восстанавливаться транзит через Суэц при сохраняющихся страховых издержках. Рынок авиагрузов показал рост объёмов, однако, отмена de minimis в США и ЕС приводит к ослаблению трансграничного e-commerce и формирует ожидания более сдержанной динамики в 2026 г.