Автомобильная промышленность: 26 октября – 27 ноября 2025 г.
Спор вокруг Nexperia – угроза остановки автопроизводства в ЕС
Европейские автопроизводители и ключевые поставщики автокомпонентов столкнулись с острой нехваткой микрочипов - Правительство Нидерландов взяло под контроль производителя чипов Nexperia, ссылаясь на опасения передачи им технологий китайской материнской компании Wingtech Technology и угрозы экономической безопасности. В ответ на действия Нидерландов Китай ввёл экспортные ограничения на продукцию Nexperia, произведённую на китайских предприятиях, что нарушило цепочки поставок.
После переговоров между Нидерландами и Китаем Министерство торговли КНР разрешило экспорт чипов Nexperia для гражданского применения. Ситуация остаётся неопределённой. Китай не уточнил, какие именно чипы подпадают под категорию «гражданского применения», что создаёт правовую и логистическую неопределённость. Европейские производители продолжают рассматривать диверсификацию цепочек поставок и снижение зависимости от единичных поставщиков
Источник: Financial Times,Bloomberg, Reuters, Auto.ru
Рост мировых продаж электромобилей и рекорды автопрома Китая
Глобальные продажи электромобилей и подключаемых гибридов за десять месяцев 2025 года (январь – сентябрь) увеличились на 23% по сравнению с тем же периодом 2024 года. В октябре рост оказался менее заметным — плюс 8% или 1,9 миллиона единиц.
В Китае рынок электромобилей и гибридов побил очередной рекорд: в октябре продано 1,7 млн, их доля в общем объеме рынка впервые превысила 50%. В Европе продажи выросли на 36%, до 372 тысяч штук. Повышенный спрос был зафиксирован в Германии, Франции и Великобритании.
Источник: Just Auto, Electrek, Аuto.ru
Однако конкуренция на рынке КНР обостряется -Tesla впервые за три года выпала из топ-10, сократив в октябре 2025 года продажи до 26 тыс. штук — минимальный уровнь с 2022 года. BYD откладывает запуск флагманского большого кроссовера Dynasty D до второго квартала 2026 года, чтобы доработать модель в условиях резко обострившейся конкуренции на внутреннем рынке, а власти КНР впервые исключают электромобили из перечня стратегических отраслей в пятилетнем плане на 2026–2030 годы, объясняя это избытком мощностей.
Китайские компании делают ставку на новые технологии: UBTech показывает «армию» гуманоидных роботов для автозаводов, способных работать круглосуточно, а подразделение Aridge (бывшая XPeng AeroHT) одновременно презентует шестиместное аэротакси A868 и запускает серийное производство модульных летающих машин с поставками с 2026 года.
Источник: CarNewsChina, Аuto.ru, Reuters,Cnevpost, Cnevpost, Аuto.ru, Аuto.ru, Reuters
Японские автоконцерны инвестируют в Индию и США
Крупнейшие автопроизводители Японии — Toyota, Honda и Suzuki — переориентируют миллиарды долларов инвестиций с Китая на Индию, превращая её в новый хаб автопрома. Toyota и Suzuki планируют существенно расширить местные мощности и модельный ряд, а Honda готовит электромобиль индийской сборки для мировых рынков. На смену фокуса влияют ценовые войны и падение прибыли в Китае, а также более открытая и поддерживающая инвесторов политика Индии при ограниченной роли китайского капитала.
Источник: Reuters, Auto.ru
Toyota подтвердила планы вложить 10 млрд долларов в расширение производства на территории США, увеличивая мощности почти полутора десятков предприятий в разных штатах и развивая выпуск аккумуляторов для электромобилей. Часть средств — 912 млн долларов — пойдёт на наращивание производства гибридных автомобилей и их компонентов на заводах в пяти штатах (включая Западную Вирджинию, Кентукки, Миссисипи, Теннесси и Миссури), что создаст новые рабочие места и укрепит позиции бренда на ключевом для него американском рынке.
Источник: Toyota, Auto.ru
Беспрецедентные компенсационные пакеты основателям – И. Маску и не только
Акционеры Tesla одобрили беспрецедентный компенсационный пакет для Илона Маска на сумму около триллиона долларов: получить его он сможет только при резком росте капитализации компании до 8,5 трлн, увеличении продаж до 20 млн автомобилей в год, развитии парка роботакси и роботов Optimus, а также кратном росте прибыли.
По схожей схеме совет директоров Rivian утвердил мотивационный план для основателя и гендиректора Ар-Джея Скаринджа: при выполнении более реалистичных целевых показателей он сможет получить опционы и акции на сумму до 4,6 млрд долларов, увеличение доли в компании и пакет в новом подразделении Mind Robotics на фоне сокращения расходов и штата производителя.
Источник: Bloomberg, Reuters
Сокращения в США: GM урезает штат на заводах электрокаров
General Motors объявил о масштабном сокращении персонала на предприятиях по выпуску электромобилей и аккумуляторов в США, что затронет тысячи сотрудников. На заводе в Детройте штат уменьшат примерно на 1200 человек, на батарейном предприятии в Огайо — более чем на тысячу рабочих (часть уволят, часть отправят в простой), а на аналогичной фабрике в Теннесси сократят ещё сотни сотрудников. Решение объясняют падением спроса на электрокары и пересмотром планов по их производству на фоне изменений господдержки в США.
Источник: Авто.ру, Detroit News
Иностранные бренды сохраняют плацдарм в России через товарные знаки и работу с дилерами
Несмотря на паузу в официальных поставках, Toyota активно закрепляется в России юридически: с 2022 года компания подала в Роспатент 86 заявок по «автомобильному» 12-му классу, из них значительная часть — в 2025 году, с именами ключевых моделей вроде Prius, C-HR и Supra.
Источник: Авто.ру
По схожему пути идёт Hyundai, для которой зарегистрированы 10 товарных знаков, включая Porter, Solati и Atos, а также несколько сервисных брендов и логотипов с защитой до 2034 года. Авто.ру При этом Toyota подтверждает закрытые рабочие встречи с российскими дилерами: обсуждаются послепродажное обслуживание и поставки запчастей, однако компания не готова возобновлять официальные поставки до смягчения санкционного режима, ограничиваясь параллельным импортом и поддержанием инфраструктуры на перспективу.
Источник: ТАСС, Роспатент, Autonews.ru
Подготовила: Дарья Киреева, студент 2 курса магистратуры «Мировая экономика»