• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Транспорт и логистика: 26 сентября – 20 октября 2025 года

США и Китай расширяют взаимные тарифные меры в морском и авиационном секторе

С 14 октября вступили в силу целевые портовые сборы США для судов, связанных с КНР, заходящих в американские порты. Вашингтон объяснил этот шаг стремлением «снизить зависимость от китайского судостроения» и поддержать национальных производителей. В ответ Китай немедленно ввёл зеркальные сборы – 400 юаней за тонну для американских судов, с последующим повышением тарифа до 1120 юаней к 2028 году. Китай при этом предусмотрел стратегическое исключение: сбор не взимается с судов американских владельцев, построенных в Китае, что позволяет сохранить доходы китайских верфей.

Параллельно Министерство торговли КНР ввело санкции против пяти дочерних компаний южнокорейского концерна Hanwha Ocean, обвинив их в содействии американским расследованиям против китайской судостроительной отрасли.
Источник: Logirus

Дополнительный удар по цепочкам поставок нанесли новые тарифы США: с 9 ноября вводится 100% пошлина на китайские портовые краны и перегрузочное оборудование, включая контейнерные шасси. В дальнейшем возможны пошлины до 150% на другую терминальную технику. Эти меры, как отмечает Управление торгового представителя США, «повысят устойчивость американских портов и уменьшат зависимость от китайских поставок».
Источник: Supply Chain Dive

Вашингтон предложил запретить китайским авиакомпаниям использование российского воздушного пространства на рейсах в США. Министерство транспорта США заявило, что это ограничение устранит конкурентное преимущество китайских перевозчиков, которые экономят топливо и время, используя маршруты через Россию. Мера пока касается пассажирских авиарейсов, в том числе совмещенную перевозку грузов (belly-hold), но может быть распространена и на чисто грузовые перевозки.
Источник: Air Cargo News

 

Россия и Китай усиливают кооперацию по развитию судоходства на Северном морском пути

В Харбине подписано российско-китайское соглашение о совместном развитии Северного морского пути (СМП). «Росатом» и Министерство транспорта КНР договорились о создании совместных проектов для коммерциализации маршрута, включая инфраструктуру и флот. По словам главы «Росатома» Алексея Лихачёва, договорённости «переводят потенциал сотрудничества в конкретные капитальные проекты». Китайские компании уже активно используют арктический маршрут: судно Istanbul Bridge завершило транзит от Нинбо до Феликстоу за 20 дней – вдвое быстрее традиционного пути через Суэцкий канал.
Источник: GCapitan

Параллельно совместное предприятие «Международная контейнерная логистика» (МКЛ), созданное «Росатомом» и DP World, объявило о планах выхода в операторский бизнес. Компания намерена запустить с 2026 года регулярную линию Китай–Мурманск с возможностью захода в Петропавловск-Камчатский. На первом этапе планируется привлечь до 16 тыс. TEU контейнерного парка и поставить два судна на линию через СМП. Ещё три судна будут работать на линии через Суэцкий канал.
Источник: Infranews

 

CMA CGM возобновляет регулярные заходы в Санкт-Петербург в рамках сервиса Finland Express

Французский перевозчик CMA CGM официально возвращается в порт Санкт-Петербург, впервые с марта 2022 года. Линия включит российский порт в маршрут Finland Express (FLX), соединяющий Германию, Финляндию, Балтику и Россию. Первое судно – NORTH (1 436 TEU) – прибудет 17 ноября. Рейсы будут выполняться раз в две недели, чередуясь с заходами в финский порт Раума.

Решение связано с перегруженностью азиатских маршрутов и ростом фрахтов через Азию. Возврат европейских линий позволит снизить ставки и повысить надёжность поставок для российских клиентов. При этом бронирование контейнеров на сервисе FLX будет производиться с санкционными ограничениями по странам происхождения и кодам ТН ВЭД.
Источник: Logirus

 

FedEx увеличивает частоту рейсов на направлении Азия–Европа на фоне роста e-commerce

После сокращения транстихоокеанских мощностей FedEx усиливает маршрут Азия–Европа, добавив пять дополнительных рейсов Boeing 777F между Парижем (CDG), Гуанчжоу и Сингапуром. По данным IATA, объём перевозок на этом направлении растёт уже 30 месяцев подряд, а в августе 2025 года увеличился на 13% год к году.

FedEx отмечает, что более 20% азиатских клиентов планируют переориентировать торговлю на Европу в течение ближайшего года. С ростом спроса в секторах e-commerce, электроники и лёгкой промышленности компания формирует новую сеть для устойчивых поставок между Азией и ЕС.
Источник: Air Cargo News

 

Перемирие в Газе создаёт предпосылки для восстановления транзита через Суэцкий канал

Подписание первого этапа плана урегулирования в Газе вызвало рост ожиданий возобновления судоходства через Суэцкий канал. По данным FreightWaves, проход судов через водный путь сократился на 60% после атак йеменских хуситов. Глава администрации канала Осама Рабиа прогнозирует постепенное восстановление транзита при сохранении перемирия. Аналитики Reuters отмечают, что на ожиданиях нормализации маршрута акции Maersk снизились на 2%, отражая риск падения фрахтовых ставок.
Источники: FreightWaves, Reuters

 

MSC рассматривает перерегистрацию части флота под индийским флагом

Крупнейший мировой перевозчик MSC близок к решению о перерегистрации нескольких контейнеровозов в Индии. Этот шаг соответствует стратегии правительства Нарендры Моди по развитию отрасли морских перевозок.

Подобную политику уже реализует CMA CGM, начав строительство шести судов на индийской верфи Cochin Shipyard и набор индийских моряков. Смена регистрации судов даст операторам налоговые и регуляторные преимущества, включая продление срока эксплуатации судов на 5–10 лет.
Источник: Maritime Executive

 

Международная морская организация откладывает решение по углеродному сбору; HMM размещает заказ на LNG-суда

Международная морская организация (IMO) отложила на год решение о введении глобального сбора за выбросы судов, что стало результатом давления США и предложения Саудовской Аравии. Этот шаг – удар по планам агентства ООН установить первый мировой углеродный налог для отрасли, который мог бы приносить до $10 млрд в год. Европейский союз выразил разочарование, а Международная палата судоходства предупредила, что неопределённость «тормозит инвестиции в декарбонизацию».
Источник: Bloomberg

На фоне регуляторной неопределённости южнокорейская HMM разместила заказ на $2,8 млрд: двенадцать контейнеровозов на 13 000 TEU и два танкера VLCC с двухтопливной (LNG) установкой. Контракты распределены между HD Hyundai Heavy и Hanwha Ocean. Компания рассматривает LNG как наиболее доступный низкоуглеродный вариант в краткосрочной перспективе.
Источник: GCapitan

 

Подготовил: Константин Резанов, студент 4 курса бакалавриата «Мировая экономика»