• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru

Руководство
Департамент мировой экономики: научный руководитель Григорьев Леонид Маркович
Департамент мировой экономики: руководитель Макаров Игорь Алексеевич
Заместитель руководителя Супян Наталия Викторовна
Заместитель руководителя Клочко Ольга Александровна
Секции
Секция мировой экономики Мозиас Петр Михайлович
Секция энергетических и сырьевых рынков Крюков Валерий Анатольевич
Секция торговой политики Портанский Алексей Павлович
Секция глобального экономического регулирования Зуев Владимир Николаевич

Партнеры

Книга
Научные труды Вольного экономического общества России

Крюков В. А., Порфирьев Б. Н.

Т. 216. Вып. 2. Общественная организация "Вольное экономическое общество России", 2019.

Статья
Energy sector of Russia and Siberia: problems and prospects

Krukov V. A., Suslov N., Markova V. et al.

Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1261. P. 1-6.

Глава в книге
Арктическая экономика - можно ли обеспечить гармонию общего и особенного?

Крюков В. А., Крюков Я.

В кн.: Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 216. Вып. 2. Общественная организация "Вольное экономическое общество России", 2019. Гл. 1. С. 26-53.

Препринт
Decarbonization and Energy Policy Instruments in the EU: Does Carbon Pricing Prevail?

Stepanov I. A., Albrecht J.

Economics. EC. Высшая школа экономики, 2019. No. 211.

Дискуссия на тему «Последствия Парижского соглашения: Россия в новом энергетическом ландшафте»

13 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась дискуссия на тему «Последствия Парижского соглашения: Россия в новом энергетическом ландшафте».

С основным докладом выступили заместитель директора Совместной программы MIT по науке и политике глобальных изменений Сергей Пальцев и доцент департамента мировой экономики Игорь Макаров. Они представили результаты своего исследования, в котором на основе разработанной в MIT модели EPPA (Economic Projection and Policy Analysis Model) провели количественный анализ возможных последствий Парижского соглашения для российской экономики.

Парижское соглашение по климату, подписанное в 2015 г., ставит целью недопущение роста температуры более чем на 2°С по сравнению с периодом до промышленной революции. Достижение этой цели требует существенного сокращения выбросов парниковых газов во всем мире. Задекларированные всеми ведущими странами национальные цели по сокращению выбросов, хотя и недостаточно амбициозны для выполнения общей цели соглашения, четко обозначают тренд на низкоуглеродное развитие мировой экономики. Этот тренд опасен для России, так как означает потенциальное снижение спроса на углеводороды.

В докладе были рассмотрены несколько сценариев: базовый, не предполагающий каких-либо мер по сокращению выбросов в мире; сценарий простого выполнения сторонами Парижского соглашения поставленных национальных целей; сценарий недопущения роста температуры более чем на 2°С. Авторы исследования отметили, что базовый сценарий примерно соответствует прогнозам, содержащимся в Энергетической стратегии Российской Федерации. Однако уже простое выполнение странами поставленных на 2030 год целей по сокращению выбросов приведет к сокращению экспорта ископаемого топлива и, как следствие, к снижению темпов роста ВВП России по сравнению с базовым сценарием на 0,2-0,3 процентных пункта до 2030 г. Если же после 2030 г. страны будут ориентироваться на поставленную в Париже цель ограничить рост температуры на уровне 2 °С, дополнительное сокращение темпов экономического роста на 2035-2050 гг. составит 0,3-0,5 процентных пунктов.

Нератификация Парижского соглашения не может служить выходом из положения, так как она не изменит климатическую политику других государств, которая и является основным источником падения спроса на ископаемое топливо. Напротив, нератификация может ухудшить позиции России, так как увеличит вероятность введения барьеров против российских экспортеров углеродоемких промышленных товаров на мировых рынках.

Авторы констатируют, что ответом на связанные с Парижским соглашением вызовы может стать диверсификация российской экономики. Так, представлено несколько сценариев, предусматривающих перенаправление части нефтегазовых доходов на развитие образования. Они показывают, что ценой относительно небольших потерь в ближайшие годы можно существенно снизить риски от сокращения экспорта углеводородов в будущем.

В обсуждении доклада приняли участие приглашенные эксперты. Так, директор Центра по эффективному использованию энергии И.А. Башмаков подчеркнул опасности технологического отставания российской экономики при дальнейшем сохранении опоры на ископаемое топливо. Профессор НИУ ВШЭ и директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН В.А. Крюков, согласившись с основными выводами исследования, отметил важность уточнения результатов в региональном разрезе, так как для разных регионов России как оцененные докладчиками риски, так и подходы к диверсификации экономики могут иметь различный характер. Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Б.Н. Порфирьев также подчеркнул комплексный характер необходимой диверсификации, отметив, что представленные в работе упрощенные сценарии следует рассматривать лишь как ориентир. Генеральный директор Центра экологических инвестиций М.А. Юлкин отметил, что российский бизнес лучше, чем государство, чувствует риски перехода мировой экономики к низкоуглеродному развитию. Именно бизнес в будущем может стать двигателем диверсификации российской экономики, и исследования, подобные представленному, могут сыграть важную роль в том, чтобы подтолкнуть его к этому.

Презентация «Последствия Парижского соглашения: Россия в новом энергетическом ландшафте»