119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Тебин П. Ю., Зуева А. Г., Толорая Г. Д.
Полис. Политические исследования. 2025. № 6. С. 117-130.
Бондаренко К. А., Стародубцева М. Ф., Куприянов А. и др.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 2.1. С. 102-192.
Стародубцева М. Ф., Сапова А. К., Власов С. А. и др.
Аналитические записки Банка России. Банк России, 2024

В аннотации к работе указано:
«Деятельность по масштабным реформам Петра Первого в практическом плане началась вместе с войной, совпала по времени с войной и в ряде ключевых вопросах определялась необходимостью использовать «окно возможностей» для ведения войны, вооружения и снабжения армии, перестройки управления. Начавшись с умеренной цели «прорубания окна в Европу», после 1714 года административные реформы стали более широкими и комплексными. Но к этому моменту критически важные шаги по отходу от «боярского» управления, созданию армии на современной основе, и развитию промышленности на базе крепостного права были уже сделаны. Логика реформ детерминировалась не только и не столько «гранд дизайном» движения «в Европу», сколько необходимостью выхода из «кольцевой колеи» обширной лесной державы, сжатой тремя Империями: Турецкой, Польской и Шведской. У всех трех не было относительно России никаких «целей устойчивого развития», кроме своих собственных политических, экономических и территориальных интересов. Ход и потребности Северной войны в большой степени определили характер реформ. Результаты реформ и войны дали стране шанс на развитие, хотя масштабный переход в сжатые сроки к европейским – более зрелым – социально-экономическим институтам в этих условиях не стоял».
Подробнее ознакомиться с препринтом можно по ссылке.