119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Макаров И. А., Чернокульский А. В., Анискина Т. А. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Современная мировая экономика. 2025. Т. 3. № 2. С. 46-66.
В кн.: Глобальная и национальная экономика. Теория и практика международного бизнеса. М.: КноРус, 2026.
GMU Working Paper in Economics. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2025
Американский доллар и доверие к США – основа Бреттон-Вудской (доллар был к золоту привязан), а сейчас и Ямайской финансовой системы (благодаря нефти). В настоящее время мы не можем говорить о полном пересмотре мировой финансовой системы; полноценный уход от доллара США пока невозможен, т.к. это единственная валюта, которая имеет относительно надежные институты страны-эмитента, открытые рынки капитала (в отличие от Китая), высокую ликвидность казначейских облигаций (в отличие от Европы) и полную конвертируемость. Тем не менее, мы видим обновление архитектуры мировой финансовой системы.
Россия расширяет использования цифровых национальных валют (юань, рубль и др.) и платежных систем в валютах, отличных от доллара США (CIPS, СПФС). В настоящий момент также ведется обсуждение создания новых механизмов международных расчётов (это может быть корзина валют, в т.ч. БРИКС или Россия-ЕАЭС-Юго-Восточной Азия-Иран-Турция и др.)
Сегодня цены по внешнеторговым контрактам в нацвалютах формируются через так называемый кросс-курс. Например, при расчетах парой «рубль — узбекский сум», чтобы понять, сколько рублей надо заплатить за узбекский сум, курс определяется через доллар США. Это очень глобальная задача - организация системы, которая позволит уйти от кросс-курса через доллар.
Ознакомиться с полной версией видео-интервью: