Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Аветисян С. С., Алешин Д. А., Арнетт С. Г. и др.
Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Современная мировая экономика. 2023. Т. 1. № 2. С. 46-74.
Stepanov I. A., Makarov I. A., Шуранова А. А. et al.
In bk.: COVID-19 and Climate Change in BRICS Nations: Beyond the Paris Agreement and Agenda 2030. Routledge, 2024.
Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М., Ершова Н. В. и др.
Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2023. № 01.
В рамках фундаментальной реформы международного банковского регулирования в посткризисный период к глобальным системно значимым банкам (ГСЗБ) стал применяться особый режим надзора, что было обусловлено ростом их системных рисков и активизацией каналов трансмиссии рисков в условиях нестабильности макросреды. В этой связи важно понимать двойственность роли ГСЗБ в обострении системной нестабильности: являясь источником системных рисков для макроуровня, они в то же время являются проводниками кризисных явлений на микроуровень, тем самым усиливая свою подверженность процессам рискообразования. В этих условиях регулятивные приоритеты сместились от обеспечения рентабельности ГСЗБ к обеспечению их стрессоустойчивости, что в конечном итоге укрепило их экономический иммунитет к внешним шокам. Вместе с тем вопросы роли ГСЗБ в обострении системной стрессовости все еще остаются нерешенными, что является следствием нерешенности вопросов системной значимости ГСЗБ.
На основе статистических данных за 2011–2021 гг. авторы выявили некоторое снижение системных рисков ГСЗБ, в том числе за счет дальнейшего укрепления их рыночной дисциплины, что свидетельствует о верном векторе международной регулятивной политики. Авторы также пришли к выводу, что стрессоустойчивость ГСЗБ, достигнутая в результате применения к ним дополнительных буферов капитала в рамках Базеля III и стандарта TLAC, стала основным фактором обеспечения финансовой стабильности на уровне, достаточном не только для надлежащей функциональности ГСЗБ в период пандемии COVID-19, но также и для минимизации риска коллапса банковских систем и трансформации «коронакризиса» в полномасштабный кризис. Вместе с тем задача регулятивной реформы по ограничению системной значимости ГСЗБ не была выполнена, что обусловлено отсутствием надзорных инструментов по минимизации негативных эффектов взаимосвязанности ГСЗБ на мировых финансовых рынках.