119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Алексеев Д. С., Бирюкова С. С.
Вып. 1. М.: НИУ ВШЭ, 2026.
Север и рынок: формирование экономического порядка. 2026. С. 1-15.
В кн.: Глобальная и национальная экономика. Теория и практика международного бизнеса. М.: КноРус, 2026.
GMU Working Paper in Economics. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2025
Доклад о международном банковским регулировании, состоявшийся 20 декабря 2016 г., послужил открытием регулярного цикла научно-исследовательских семинаров департамента мировой экономики НИУ ВШЭ.
Риски, связанные с консолидациями в банковской сфере, нередко становятся причиной незавершенности процессов слияний и поглощений (M & A) и провальных сделок, что, в свою очередь, обостряет системную рискогенность. Вместе с тем, несмотря на реализацию широкомасштабной реформы международного банковского регулирования (Базель III) и провозглашение новых целей по укреплению финансовой стабильности, процесс межбанковских консолидаций все еще остается вне зоны внимания международных регуляторов.
В условиях пост-кризисного восстановления проблема уязвимости межбанковских M & A может быть решена за счет распространения на процессы консолидаций принципов традиционного (микропруденциального) и макропруденциального банковского регулирования. Вместе с тем, прорывные регулятивные технологии 21-го века не в полной мере соответствуют потребностям дерискизации M & A -процессов, поскольку они ограничены регулированием банковской деятельности, а не банковских процессов, в связи с чем лишены мультидисциплинарного подхода и не могут являться надежным и объективным инструментом оценки параметров функциональности процессов консолидаций.
Исходя из отсутствия альтернативы банковского регулирования M & A -процессов, предлагается концепция регулирования M & A, или «мергулирование» (от англ. “merger” + “regulation”), основанная на количественных показателях (квантификации) рисков и/или «рисковой» матрице, интегрированных в систему пост-кризисной регулятивной парадигмы, и ориентированная на максимизацию синергетического эффекта и минимизацию рисков консолидаций. При этом сама концепция может выполнять функцию «рисковой» платформы мероприятий по достижению финансовой стабильности.
Результаты исследований по данной теме были опубликованы Э.П. Джагитяном в журнале The Banker / Financial Times в апреле 2014 г., а также представлены на 4-й европейской конференции по банкам и экономике (4 th European Conference on Banking and the Economy), организованной Британской Ассоциацией исследований в банковской сфере и экономике (Association for Research in Banking and the Economy) и Университетом Саутгемптона (University of Southampton) в октябре 2016 г. в г. Винчестере, Великобритания.
В рамках состоявшейся на семинаре дискуссии было отмечено, что предложенная концепция могла бы заинтересовать международных регуляторов (Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB), Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS)), для чего автору было рекомендовано направить основные положения доклада и выводы в адрес заинтересованных организаций, осуществляющих подготовку к очередному саммиту «Группы 20» 7–8 июля 2017 г. (г. Гамбург, ФРГ). Кроме того, автору было рекомендовано подготовить научную статью по данной проблематике для последующей публикации в одном из ведущих российских или зарубежных экономических изданий.