Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Артемов С. В. и др.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 7.4. С. 508-517.
Козлов В. А., Синявская О. В., Гудкова Т.
Working Papers. SSRN, 2023
На семинаре был представлен доклад и состоялось выступление доцента Департамента мировой экономики Джагитяна Э.П. на тему: «Single banking regulation mechanism as driving force of the EAEU common financial market» («Единый механизм банковского регулирования как движущая сила общего финансового рынка ЕАЭС»).
Интеграционные процессы в ЕАЭС требуют принципиально иного понимания роли и значения регионального финансового рынка, его регулирования и институтов для формирования единого механизма экономического взаимодействия. Значительные различия состояния и динамики финансовых рынков в государствах-членах ЕАЭС, наряду с политикой и стандартами банковского регулирования объективно тормозят интеграционные процессы и могут стать источником повышенной рискогенности в рамках реализации задач евразийской интеграции. От эффективности механизма регулирования в финансово-банковской сфере ЕАЭС будет зависеть результативность усилий и мер органов макрофинансового управления по укреплению стрессоустойчивости банков, включая активных проводников интеграционных процессов, банковского сектора в целом, минимизации системных рисков и обеспечению финансовой стабильности.
С другой стороны, фактическая изоляция финансовых рынков ЕАЭС от мировых финансовых рынков увеличивает риск внутрирегиональной несбалансированности финансового сектора, определяемой давлением неблагоприятных внешних факторов. В этой связи показателен опыт ЕС (а точнее, стран еврозоны), свидетельствующий о фактической безальтернативности посткризисного механизма международного банковского регулирования (Базель III ) по укреплению финансовой состоятельности банков и функциональности банковского сектора и, в конечном итоге, – по продвижению целей экономической и финансовой интеграции.
Сложность интеграции финансового сектора в ЕАЭС заключается в асимметриях национальных регулятивно-надзорных циклов, а также в отсутствии каких-либо готовых рецептов формирования механизма регулятивной регионализации. Сближение национальных механизмов регулирования, а затем и их синхронизация – как между собой, так и с Базелем III – должно лечь в основу региональной концепции банковского регулирования («мини-Базель III ») с учетом перспектив формирования наднациональных институтов регулирования и делегирования им части функций национальных регуляторов. В этой связи механизм «мини-Базеля III » должен будет разрешить евразийскую регулятивную трилемму – между возможностями, востребованностью и выполнимостью регионального регулятивного механизма, что должно стать логическим завершением усилий по концептуализации общего финансового рынка ЕАЭС.
Анализируя препятствия финансовой регионализации в ЕАЭС, автор показывает, что диспропорции, фрагментация и слабая инфраструктура финансовых секторов и финансовых рынков государств-членов ЕАЭС являются факторами, оказывающими давление на функцию банков как кредиторов экономики. В этой связи Джагитян Э.П. продолжил поиск путей разрешения противоречий между усилением интеграционных ориентиров в банковской деятельности, с одной стороны, и подведением под банковский сектор ЕАЭС единого регулятивного фундамента. В частности, основываясь на предыдущих исследованиях в данной области, автор выявил сходства и различия национальных механизмов банковского регулирования и на этой основе оценил риски их сближения, которые были детализированы в ходе разработанных автором сценариев регионализации механизма банковского регулирования в ЕАЭС.