• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru

Руководство
Департамент мировой экономики: научный руководитель Григорьев Леонид Маркович
Департамент мировой экономики: руководитель Макаров Игорь Алексеевич
Заместитель руководителя Супян Наталия Викторовна
Заместитель руководителя Клочко Ольга Александровна
Секции
Секция мировой экономики Мозиас Петр Михайлович
Секция энергетических и сырьевых рынков Крюков Валерий Анатольевич
Секция торговой политики Портанский Алексей Павлович
Секция глобального экономического регулирования Зуев Владимир Николаевич

Партнеры

Глава в книге
Evolution of Forms of Economic Activities in the Arctic - from Separate Projects to Spatial Chains

Krukov V. A., Mezhidova D.

In bk.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. M.: Higher School of Economics Publishing House, 2019.

Препринт
Decarbonization and Energy Policy Instruments in the EU: Does Carbon Pricing Prevail?

Stepanov I. A., Albrecht J.

Economics. EC. Высшая школа экономики, 2019. No. 211.

Модернизация в Евразии через призму общего финансового рынка и финансового регулирования в ЕАЭС

В период 14–15 марта 2019 г. в Санкт-Петербурге состоялся научный семинар «Модернизация» по различным аспектам политического, социального, экономического развития и вопросам региональной безопасности в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), организованный Институтом европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона (США) ( Institute for European, Russian, and Eurasian Studies, The George Washington University ) в рамках программы PONARS Eurasia.

На семинаре был представлен доклад и состоялось выступление доцента Департамента мировой экономики Джагитяна Э.П. на тему: «Single banking regulation mechanism as driving force of the EAEU common financial market» («Единый механизм банковского регулирования как движущая сила общего финансового рынка ЕАЭС»).

Интеграционные процессы в ЕАЭС требуют принципиально иного понимания роли и значения регионального финансового рынка, его регулирования и институтов для формирования единого механизма экономического взаимодействия. Значительные различия состояния и динамики финансовых рынков в государствах-членах ЕАЭС, наряду с политикой и стандартами банковского регулирования объективно тормозят интеграционные процессы и могут стать источником повышенной рискогенности в рамках реализации задач евразийской интеграции. От эффективности механизма регулирования в финансово-банковской сфере ЕАЭС будет зависеть результативность усилий и мер органов макрофинансового управления по укреплению стрессоустойчивости банков, включая активных проводников интеграционных процессов, банковского сектора в целом, минимизации системных рисков и обеспечению финансовой стабильности.

С другой стороны, фактическая изоляция финансовых рынков ЕАЭС от мировых финансовых рынков увеличивает риск внутрирегиональной несбалансированности финансового сектора, определяемой давлением неблагоприятных внешних факторов. В этой связи показателен опыт ЕС (а точнее, стран еврозоны), свидетельствующий о фактической безальтернативности посткризисного механизма международного банковского регулирования (Базель III ) по укреплению финансовой состоятельности банков и функциональности банковского сектора и, в конечном итоге, – по продвижению целей экономической и финансовой интеграции.

Сложность интеграции финансового сектора в ЕАЭС заключается в асимметриях национальных регулятивно-надзорных циклов, а также в отсутствии каких-либо готовых рецептов формирования механизма регулятивной регионализации. Сближение национальных механизмов регулирования, а затем и их синхронизация – как между собой, так и с Базелем III – должно лечь в основу региональной концепции банковского регулирования («мини-Базель III ») с учетом перспектив формирования наднациональных институтов регулирования и делегирования им части функций национальных регуляторов. В этой связи механизм «мини-Базеля III » должен будет разрешить евразийскую регулятивную трилемму – между возможностями, востребованностью и выполнимостью регионального регулятивного механизма, что должно стать логическим завершением усилий по концептуализации общего финансового рынка ЕАЭС.

Анализируя препятствия финансовой регионализации в ЕАЭС, автор показывает, что диспропорции, фрагментация и слабая инфраструктура финансовых секторов и финансовых рынков государств-членов ЕАЭС являются факторами, оказывающими давление на функцию банков как кредиторов экономики. В этой связи Джагитян Э.П. продолжил поиск путей разрешения противоречий между усилением интеграционных ориентиров в банковской деятельности, с одной стороны, и подведением под банковский сектор ЕАЭС единого регулятивного фундамента. В частности, основываясь на предыдущих исследованиях в данной области, автор выявил сходства и различия национальных механизмов банковского регулирования и на этой основе оценил риски их сближения, которые были детализированы в ходе разработанных автором сценариев регионализации механизма банковского регулирования в ЕАЭС.