Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Артемов С. В. и др.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 7.4. С. 508-517.
Козлов В. А., Синявская О. В., Гудкова Т.
Working Papers. SSRN, 2023
Мировой опыт интеграционных процессов в экономической сфере свидетельствует о неизбежности следования фундаментальным основам интеграционной политики, включающим, помимо прочего, вопросы единого, интегрированного финансового рынка, наряду с вопросами регулирования в финансовой сфере. Вместе с тем, высокий уровень фрагментации финансовых рынков государств-членов ЕАЭС и преобладающая доля активов банковских секторов в агрегированных финансовых активах являются дополнительным источником системных рисков, которые, в случае усиления волатильности динамики макро-уровня, могут серьезно ослабить функцию финансового посредничества и, соответственно, результативность интеграционных процессов. В этой связи формирование регионального механизма банковского регулирования требует подхода, основанного на сближении (а в перспективе – синхронизации) национальных режимов банковского регулирования с одновременным поиском путей и перспектив наднационализации институтов регулирования.
Выводы, основанные на ряде эмпирических исследований, сводятся к фактической безальтернативности Базеля III как технологического ядра посткризисной системы международного регулятивного порядка. Приемлемость Базеля III для надзорных действий регуляторов государств-членов ЕАЭС является важным сигналом реализуемости единых принципов регулятивной политики и пруденциального банковского надзора в рамках международной регулятивной реформы. При этом эффективность общеевразийского регулятивного механизма будет определяться параллельностью процессов сближения и синхронизации национальных механизмов банковского регулирования, с одной стороны, и процессов их синхронизации со стандартами и рекомендациями Базеля III, с другой стороны.
Трансформация регулятивного механизма и формирование регулятивно-надзорного цикла в ЕАЭС должно лечь в основу принципиально новой конфигурации регулятивной системы – мини-Базеля III, отражающей специфику макрофинансового управления в государствах-членах ЕАЭС, евразийских интеграционных процессов и задач по обеспечению финансовой стабильности. Кроме того, мини-Базель III должен стать инструментом минимизации системных рисков и обеспечения стрессоустойчивости национальных банковских секторов, а также каналом взаимодействия с международными органами банковского регулирования.
В настоящее время отсутствует какая-либо внятная концепция регионального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, что является следствием отсутствия какой-либо стратегии достижения регулятивного консенсуса, отсутствия интеграционных ориентиров в финансовой системе и слабого понимания рисков незавершенности интеграции в отсутствие надежных инструментов минимизации диспропорций в банковской сфере. Кроме того, остаются открытыми вопросы институциональной наднационализации регулятивных функций, включая вопросы делегирования части полномочий национальных регуляторов на наднациональный уровень.
В ходе выступления Джагитян Э.П. подробно остановился на рисках регионализации, показал роль мини-Базеля III в минимизации системной рискогенности, а также пределы его эффективности для оценки перспектив достижения финансовой стабильности в ЕАЭС.