• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru

Руководство

Департамент мировой экономики: руководитель Макаров Игорь Алексеевич

Заместитель руководителя Супян Наталия Викторовна

Заместитель руководителя Клочко Ольга Александровна

Менеджер Муленко Ольга Михайловна

руководитель Макаров Игорь Алексеевич

Секции

Секция мировой экономики Мозиас Петр Михайлович

Секция энергетических и сырьевых рынков Крюков Валерий Анатольевич

Секция торговой политики Портанский Алексей Павлович

Секция глобального экономического регулирования Зуев Владимир Николаевич

Партнеры

Статья
Налоги в энергетике и их роль в сокращении выбросов парниковых газов
В печати

Степанов И. А.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2.

Глава в книге
Perspectives of the “mini-Basel III” concept in the context of the EAEU integration policy

Dzhagityan E. P.

In bk.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. M.: Higher School of Economics Publishing House, 2019.

Препринт
Decarbonization and Energy Policy Instruments in the EU: Does Carbon Pricing Prevail?

Stepanov I. A., Albrecht J.

Economics. EC. Высшая школа экономики, 2019. No. 211.

«Мини-Базель III» в контексте экономической интеграции в ЕАЭС

В период 9–12 апреля 2019 года в Москве была проведена XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организованная НИУ ВШЭ. В ходе конференции на сессии «Регулирование банковской деятельности» выступил доцент департамента мировой экономики Джагитян Э.П. с докладом на тему: «Perspectives of the “mini -Basel III” concept in the context of the EAEU integration policy» («Перспективы формирования концептуальной основы «мини-Базеля III» в контексте интеграционной политики ЕАЭС»).

Мировой опыт интеграционных процессов в экономической сфере свидетельствует о неизбежности следования фундаментальным основам интеграционной политики, включающим, помимо прочего, вопросы единого, интегрированного финансового рынка, наряду с вопросами регулирования в финансовой сфере. Вместе с тем, высокий уровень фрагментации финансовых рынков государств-членов ЕАЭС и преобладающая доля активов банковских секторов в агрегированных финансовых активах являются дополнительным источником системных рисков, которые, в случае усиления волатильности динамики макро-уровня, могут серьезно ослабить функцию финансового посредничества и, соответственно, результативность интеграционных процессов. В этой связи формирование регионального механизма банковского регулирования требует подхода, основанного на сближении (а в перспективе – синхронизации) национальных режимов банковского регулирования с одновременным поиском путей и перспектив наднационализации институтов регулирования.

Выводы, основанные на ряде эмпирических исследований, сводятся к фактической безальтернативности Базеля III как технологического ядра посткризисной системы международного регулятивного порядка. Приемлемость Базеля III для надзорных действий регуляторов государств-членов ЕАЭС является важным сигналом реализуемости единых принципов регулятивной политики и пруденциального банковского надзора в рамках международной регулятивной реформы. При этом эффективность общеевразийского регулятивного механизма будет определяться параллельностью процессов сближения и синхронизации национальных механизмов банковского регулирования, с одной стороны, и процессов их синхронизации со стандартами и рекомендациями Базеля III, с другой стороны.

Трансформация регулятивного механизма и формирование регулятивно-надзорного цикла в ЕАЭС должно лечь в основу принципиально новой конфигурации регулятивной системы – мини-Базеля III, отражающей специфику макрофинансового управления в государствах-членах ЕАЭС, евразийских интеграционных процессов и задач по обеспечению финансовой стабильности. Кроме того, мини-Базель III должен стать инструментом минимизации системных рисков и обеспечения стрессоустойчивости национальных банковских секторов, а также каналом взаимодействия с международными органами банковского регулирования.

В настоящее время отсутствует какая-либо внятная концепция регионального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, что является следствием отсутствия какой-либо стратегии достижения регулятивного консенсуса, отсутствия интеграционных ориентиров в финансовой системе и слабого понимания рисков незавершенности интеграции в отсутствие надежных инструментов минимизации диспропорций в банковской сфере. Кроме того, остаются открытыми вопросы институциональной наднационализации регулятивных функций, включая вопросы делегирования части полномочий национальных регуляторов на наднациональный уровень.

В ходе выступления Джагитян Э.П. подробно остановился на рисках регионализации, показал роль мини-Базеля III в минимизации системной рискогенности, а также пределы его эффективности для оценки перспектив достижения финансовой стабильности в ЕАЭС.