• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru

Руководство
Департамент мировой экономики: руководитель Макаров Игорь Алексеевич
Департамент мировой экономики: научный руководитель Григорьев Леонид Маркович
Заместитель руководителя Супян Наталия Викторовна
Секции
Секция мировой экономики Мозиас Петр Михайлович
Секция энергетических и сырьевых рынков Крюков Валерий Анатольевич
Секция торговой политики Портанский Алексей Павлович
Секция глобального экономического регулирования Зуев Владимир Николаевич

Партнеры

Глава в книге
Перспективы развития мировой атомной энергетики в контексте достижения Целей устойчивого развития

Подчуфаров А. Ю., Рыбас А. Л., Галкина А. Н. и др.

В кн.: Актуальные проблемы менеджмента: повышение стратегической устойчивости регионов и предприятий. Материалы международной научно-практической конференции (20 ноября 2020 г.). СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 63-71.

Препринт
СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Клименко А. В., Ларионов А. В., Минченко О. С.

Государственное и муниципальное управление. WP8/2021/02. Издательский дом Высшей школы экономики, 2021

«Мини-Базель III» в контексте экономической интеграции в ЕАЭС

В период 9–12 апреля 2019 года в Москве была проведена XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организованная НИУ ВШЭ. В ходе конференции на сессии «Регулирование банковской деятельности» выступил доцент департамента мировой экономики Джагитян Э.П. с докладом на тему: «Perspectives of the “mini -Basel III” concept in the context of the EAEU integration policy» («Перспективы формирования концептуальной основы «мини-Базеля III» в контексте интеграционной политики ЕАЭС»).

Мировой опыт интеграционных процессов в экономической сфере свидетельствует о неизбежности следования фундаментальным основам интеграционной политики, включающим, помимо прочего, вопросы единого, интегрированного финансового рынка, наряду с вопросами регулирования в финансовой сфере. Вместе с тем, высокий уровень фрагментации финансовых рынков государств-членов ЕАЭС и преобладающая доля активов банковских секторов в агрегированных финансовых активах являются дополнительным источником системных рисков, которые, в случае усиления волатильности динамики макро-уровня, могут серьезно ослабить функцию финансового посредничества и, соответственно, результативность интеграционных процессов. В этой связи формирование регионального механизма банковского регулирования требует подхода, основанного на сближении (а в перспективе – синхронизации) национальных режимов банковского регулирования с одновременным поиском путей и перспектив наднационализации институтов регулирования.

Выводы, основанные на ряде эмпирических исследований, сводятся к фактической безальтернативности Базеля III как технологического ядра посткризисной системы международного регулятивного порядка. Приемлемость Базеля III для надзорных действий регуляторов государств-членов ЕАЭС является важным сигналом реализуемости единых принципов регулятивной политики и пруденциального банковского надзора в рамках международной регулятивной реформы. При этом эффективность общеевразийского регулятивного механизма будет определяться параллельностью процессов сближения и синхронизации национальных механизмов банковского регулирования, с одной стороны, и процессов их синхронизации со стандартами и рекомендациями Базеля III, с другой стороны.

Трансформация регулятивного механизма и формирование регулятивно-надзорного цикла в ЕАЭС должно лечь в основу принципиально новой конфигурации регулятивной системы – мини-Базеля III, отражающей специфику макрофинансового управления в государствах-членах ЕАЭС, евразийских интеграционных процессов и задач по обеспечению финансовой стабильности. Кроме того, мини-Базель III должен стать инструментом минимизации системных рисков и обеспечения стрессоустойчивости национальных банковских секторов, а также каналом взаимодействия с международными органами банковского регулирования.

В настоящее время отсутствует какая-либо внятная концепция регионального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, что является следствием отсутствия какой-либо стратегии достижения регулятивного консенсуса, отсутствия интеграционных ориентиров в финансовой системе и слабого понимания рисков незавершенности интеграции в отсутствие надежных инструментов минимизации диспропорций в банковской сфере. Кроме того, остаются открытыми вопросы институциональной наднационализации регулятивных функций, включая вопросы делегирования части полномочий национальных регуляторов на наднациональный уровень.

В ходе выступления Джагитян Э.П. подробно остановился на рисках регионализации, показал роль мини-Базеля III в минимизации системной рискогенности, а также пределы его эффективности для оценки перспектив достижения финансовой стабильности в ЕАЭС.