Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Уланов В. Л., Лашкова Е. Г., Иванова Е. В.
М.: Юрайт, 2024.
Вопросы экономики. 2024. № 10. С. 142-152.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 7. С. 472-484.
Козлов В. А., Синявская О. В., Гудкова Т.
Working Papers. SSRN, 2023
В статье отмечается, что отсутствие перспектив внедрения стандартов посткризисной системы международного банковского регулирования (Базель III ) в глобальном масштабе стало основной движущей силой сближения национальных механизмов банковского регулирования и формирования его региональных конструкций. Данный подход представляет собой один из немногих рычагов по защите банковских секторов от системных рисков, о чем свидетельствует единый надзорный механизм в странах еврозоны. С учетом интеграционных процессов в ЕАЭС задачи формирования единого финансового рынка потребуют формирования региональной системы банковского регулирования и надзора, однако «камнем преткновения» может стать разнорежимность национальных регулятивных механизмов, с одной стороны, и отсутствие наднациональных институтов регулирования, с другой. В этой связи автором предлагается сформировать единый для ЕАЭС механизм банковского регулирования – «мини-Базель III», который отвечал бы задаче по созданию единого финансового рынка ЕАЭС, соответствовал бы интересам государств–членов ЕАЭС в сфере макрофинансового управления и стал бы методологическим ядром будущего регулятивного механизма ЕАЭС.
«Мини-Базель III » в итоге мог бы способствовать разрешению регулятивной трилеммы между возможностями, востребованностью и потенциалом наднационализации в финансовой сфере ЕАЭС. С целью адаптации формата «мини-Базеля III » к потребностям евразийской интеграции Джагитян Э.П. обосновывает необходимость рассмотрения альтернативных сценариев институциональной структуры банковского регулирования ЕАЭС, которые могут быть востребованы с точки зрения оптимизации логистики регулирования и алгоритмов сближения национальных регулятивных механизмов. На основе систематизации преимуществ и рисков каждого из сценариев автор пришел к выводу об отсутствии в настоящее время каких-либо приоритетных путей формирования наднациональной регулятивной архитектуры в ЕАЭС, но в то же время эффективность процесса становления системы банковского регулирования в ЕАЭС будет зависеть от эффективности предлагаемого наднационального органа по координации процесса регулятивного сближения.