Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru
Уланов В. Л., Лашкова Е. Г., Иванова Е. В.
М.: Юрайт, 2024.
Journal of Economic Structures. 2024. Vol. 13. No. 1. P. 1-31.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 7. С. 472-484.
Козлов В. А., Синявская О. В., Гудкова Т.
Working Papers. SSRN, 2023
В период мирового финансового кризиса ведущие инвестиционные банки США стали эпицентром нестабильности и были немедленно переведены в надзорную плоскость. Данный шаг финансовых регуляторов был обусловлен банкротством одного из лидеров глобального инвестбанковского бизнеса Lehman Brothers и дисфункцией ряда других игроков на мировых финансовых рынках. Вовлечение в орбиту полноформатного банковского регулирования также и инвестиционного банковского сегмента США должно было если не устранить, то, по крайней мере, сгладить временнЫе разрывы между инновационной активностью в банковском секторе и последующей («восполняющей») калибровкой регулятивной политики в банковской сфере. Кроме того, глобальные масштабы деятельности инвестиционных банков США предопределили их отнесение Советом по финансовой стабильности (СФС) к категории глобальных системно значимых банков, что налагает на них дополнительную ответственность по сдерживанию системных рисков, а на их деятельность – обеспечение стрессоустойчивости в условиях более жестких посткризисных стандартов регулирования и дополнительных требований к достаточности их капитала. Иными словами, инвестбанковский бизнес в США, как и традиционный банковский бизнес, переориентируется на достижение финансовой стабильности.
Международное банковское регулирование признает равноценность роли инвестиционных и коммерческих банков в обострении системных рисков, что легло в основу его современной концепции. В регулятивном пространстве США данные аспекты нашли отражение в Законе Додда–Франка 2010 г., который наряду с Базельскими принципами эффективного банковского надзора должен способствовать достижению синергетического эффекта регулятивной реформы, в том числе посредством укрепления рыночной дисциплины инвестбанков США.
Для выявления зависимости эффективности деятельности инвестиционных банков США от посткризисных регулятивных стандартов авторы применили регрессионный анализ, который показал, что рентабельность их капитала не зависит от стандартов Базеля III, однако дополнительные требования к капиталу (Higher Loss Absorbency (HLA) surcharge) в зависимости от категории системной значимости по методологии СФС оказывают негативный эффект на рентабельность капитала в посткризисный период. Кроме того, на рентабельность собственного капитала оказали влияние требования к левериджу, которые также зависят от категории системной значимости инвестиционного банка. Результаты эконометрического моделирования свидетельствуют о более осмотрительном (с учетом рисков макро- и микроуровня) подходе инвестиционных банков к формированию своих активов, несмотря на некоторое снижение ключевых показателей эффективности их деятельности.