• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
телефон: +7(495)772-95-90*22237
e-mail: wec@hse.ru

Руководство
Департамент мировой экономики: руководитель Макаров Игорь Алексеевич
Департамент мировой экономики: научный руководитель Григорьев Леонид Маркович
Заместитель руководителя Клочко Ольга Александровна
Секции
Секция мировой экономики Мозиас Петр Михайлович
Секция энергетических и сырьевых рынков Крюков Валерий Анатольевич
Секция торговой политики Портанский Алексей Павлович
Секция глобального экономического регулирования Зуев Владимир Николаевич

Партнеры

Книга
Технологическое предпринимательство

Уланов В. Л., Лашкова Е. Г., Иванова Е. В.

М.: Юрайт, 2024.

Статья
Trade‑related infrastructure and bilateral trade flows: evidence from Nigeria and its trading partners

Wahab B. A.

Journal of Economic Structures. 2024. Vol. 13. No. 1. P. 1-31.

Глава в книге
Устойчивое развитие глазами экономистов

Макаров И. А., Смоловик Е. В.

В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 7. С. 472-484.

Инвестиционные банки США: больше регулирования – меньше стрессогенности

В №1 журнала «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика» за 2020 г. вышла в свет статья Джагитяна Э.П., Подругиной А.В. и Стрельцовой С.Б.: «Инвестиционные банки США в свете посткризисной реформы международного банковского регулирования».

В период мирового финансового кризиса ведущие инвестиционные банки США стали эпицентром нестабильности и были немедленно переведены в надзорную плоскость. Данный шаг финансовых регуляторов был обусловлен банкротством одного из лидеров глобального инвестбанковского бизнеса Lehman Brothers и дисфункцией ряда других игроков на мировых финансовых рынках. Вовлечение в орбиту полноформатного банковского регулирования также и инвестиционного банковского сегмента США должно было если не устранить, то, по крайней мере, сгладить временнЫе разрывы между инновационной активностью в банковском секторе и последующей («восполняющей») калибровкой регулятивной политики в банковской сфере. Кроме того, глобальные масштабы деятельности инвестиционных банков США предопределили их отнесение Советом по финансовой стабильности (СФС) к категории глобальных системно значимых банков, что налагает на них дополнительную ответственность по сдерживанию системных рисков, а на их деятельность – обеспечение стрессоустойчивости в условиях более жестких посткризисных стандартов регулирования и дополнительных требований к достаточности их капитала. Иными словами, инвестбанковский бизнес в США, как и традиционный банковский бизнес, переориентируется на достижение финансовой стабильности.

Международное банковское регулирование признает равноценность роли инвестиционных и коммерческих банков в обострении системных рисков, что легло в основу его современной концепции. В регулятивном пространстве США данные аспекты нашли отражение в Законе Додда–Франка 2010 г., который наряду с Базельскими принципами эффективного банковского надзора должен способствовать достижению синергетического эффекта регулятивной реформы, в том числе посредством укрепления рыночной дисциплины инвестбанков США.

Для выявления зависимости эффективности деятельности инвестиционных банков США от посткризисных регулятивных стандартов авторы применили регрессионный анализ, который показал, что рентабельность их капитала не зависит от стандартов Базеля III, однако дополнительные требования к капиталу (Higher Loss Absorbency (HLA) surcharge) в зависимости от категории системной значимости по методологии СФС оказывают негативный эффект на рентабельность капитала в посткризисный период. Кроме того, на рентабельность собственного капитала оказали влияние требования к левериджу, которые также зависят от категории системной значимости инвестиционного банка. Результаты эконометрического моделирования свидетельствуют о более осмотрительном (с учетом рисков макро- и микроуровня) подходе инвестиционных банков к формированию своих активов, несмотря на некоторое снижение ключевых показателей эффективности их деятельности.